Седельные тягачи из Страны восходящего солнца

Седельные тягачи – особый класс грузовых автомобилей, без которых трудно представить современные грузоперевозки. По сути, это самые мощные и грузоподъемные транспортные средства, колесящие по дорогам общего пользования (грузовики типа БелАЗ в расчет не берем). Очень часто делаются сравнения между отечественными грузовиками и их европейскими (американскими) собратьями, но при этом, со счетов сбрасываются японские модели, впрочем, встретить их на наших дорогах можно редко, что и является причиной такого игнорирования. Тем не менее, постараемся сделать обобщающий обзор именно японских седельных тягачей.

Компоновка японских тягачей выполнена в виде кабины без капота, т.е. двигатель всегда находится под кабиной. Обусловлено это тем, что в Японии всегда стремятся к экономии пространства. Маленькая густонаселенная страна испытывает дефицит свободных площадей, поэтому и машины делаются с учетом минимизации занимаемого ими пространства. Да и сами кабины, по сравнению даже с европейскими моделями, не говоря уже об «американцах», имеют небольшие размеры, которых вполне достаточно для комфортного отдыха водителей. Небольшие расстояния, преодолеваемые японскими грузовиками по своим дорогам, становятся причиной того, что даже 10-летние машины (вернее их дизельные двигатели) даже наполовину не вырабатывают своего ресурса.

При проектировании своих моторов, японские производители используют совершенно иные принципы, нежели в Европе или США. Не все двигатели имеют турбонаддув, а прирост мощности, как правило, обеспечивается большей кубатурой, что позволяет повысить их и без того немалую надежность. Мощность же двигателей и их крутящий момент ни в чем не уступают заокеанским аналогам.
Трансмиссия, в основном, оснащена 7-ступенчатыми коробками передач, реже с 6 ступенями, а на более новых грузовиках используются автоматизированные (не полностью автоматические) 12 и 16 ступенчатые трансмиссии, педаль сцепления в которых нужна лишь для начала движения.

Совершенству, как известно, нет предела, но японские компании стараются постоянно модернизировать свои детища. Грузовики с системами, которые раньше были лишь на легковых автомобилях, уже не являются большой редкостью. ABS, пневматические подвески, тормозные системы, управляемые электроникой и прочие вкусности давно есть на многих японских грузовиках.

На сегодняшний день в линейках крупнейших японских производителей грузовых автомобилей, среди которых можно отметить Isuzu, Mitsubishi Fuso, Hino, Nissan Diesel, имеются седельные тягачи со схожими характеристиками. Конечно, они отличаются теми или иными параметрами, но отдать пальму первенства какому-либо производителю сложно. У всех компаний есть двухосные и трехосные модели, именно по этому признаку грузовики делятся на серии, а примерно три четверти тягачей имеют колесную формулу 4 на 2.

Уже сейчас перевозчики, территориально близко расположенные к Японии, обратили внимание на седельные тягачи этой страны, пусть сегодня большинство из них и приходят в нашу страну отработав некоторое время на японских дорогах, но вскоре эта ситуация может кардинально измениться.