Если сравнивать объемы перевозимых в международном сообщении грузов, то первое место здесь будет отдано морскому транспорту, на второй ступеньке располагается воздушный транспорт. Наряду с этим, автомобильным транспортом производится наибольшее количество перевозок в количественном эквиваленте. Популярность автомобильного транспорта обусловлена широко развитой дорожной инфраструктурой, что позволяет доставить груз максимально близко к конечной точке.
С развитием торговых отношений между странами, возникает необходимость перевозок не только между соседними странами, соответственно появляются транзитные территории, по которым осуществляется лишь проезд грузового транспорта. Естественно, законодательство большинства стран требует особого досмотра грузов и даже таможенных процедур, что негативно сказывается на эффективности грузоперевозок и уменьшает их скорость. Для того чтобы упростить существовавшее ранее положение дел, в Женеве в 1975 году была принята конвенция МДП (Carnet TIR). Этот международный документ регламентирует общий порядок, подлежащий исполнению всеми странами, ратифицировавшими конвенцию. Положения конвенции призваны упростить таможенные процедуры в транзитных странах, а интересы этих государств защищены системой гарантий. Конвенция пришла на смену старому документу 1959 г. и вступила в силу, начиная с 1978 года.
Система TIR основана на следующих принципах:
— транспортные средства должны обеспечивают сохранность груза, соответственно, невозможен доступ к нему, без повреждения пломб, установленных таможенными органами;
— обеспечение гарантии на сборы и пошлины, которые подвержены риску неуплаты – на данный момент, предел гарантии по Carnet TIR – 60000 Евро;
— на всем протяжении пути с грузом должна следовать книжка МДП, по международной терминологии – Carnet TIR, установленного образца;
— страны назначения и транзита должны полностью признавать процедуры таможенного контроля, которые производятся в стране, отправляющей груз.
Для выполнения каждой отдельно взятой перевозки, необходимо оформить книжку МДП. Она состоит из обложки, отрывных листов с описанием груза, корешков, а также протокола о происшествии, заполняемом при повреждении груза или пломб в пути. Получить книжку МДП можно в АСМАП, являющейся ее основным держателем и обеспечивающей гарантии по ней на территории России.